Что лучше тосол или антифриз, в чем разница
Что лучше тосол или антифриз, в чем разница

Что лучше тосол или антифриз, в чем разница

Интернет переполнен материалами, воспевающими достоинства тосола; не меньше публикаций превозносит антифриз. Чтобы лучше понять эту проблему, надо обратить внимание на теорию, привлечь знания в области физики и химии.
Охлаждающая жидкость обоих типов представляет собой обычно смесь:
  1. этиленгликоля;
  2. дистиллированной воды;
  3. пигмента;
  4. присадок, отвечающих за качество.

В некоторых рецептурах последнего поколения вместо этиленгликоля используют пропиленгликоль. Роль воды — обеспечить равномерное размешивание красителя до требуемой концентрации.
Гликоли по умолчанию прозрачны, и окрашивают их с целью обеспечить визуальное различие между марками, распознавание набора присадок.
Дополнительные компоненты:
  • понижают образование пены;
  • улучшают смазывание;
  • гарантируют защиту от коррозии.

Разновидности присадок
По составу их делят на минеральные и органические. Или, более точно, на силикатные и карбоксилатные. С практической точки зрения куда значимее оказывается классификация охлаждающей жидкости, предложенная инженерами концерна Volkswagen.
Тип G11 подразумевает смешивание этиленгликоля с силикатами, фосфатами, а также с нитритами. Такая комбинация покрывает всю поверхность мотора. Специальная плёнка препятствует возникновению очагов ржавления. Отрицательный момент — понижение отдачи тепла.
G12 отличается введением уже комплекса карбоксилатных присадок. Полноценного изолирующего слоя не появится. Коррозия не предотвращается, а только приостанавливается развитие её очагов. Когда такой антифриз разработали, его сочли недостаточно эффективным.
Специалисты предпочли создать улучшенную версию G12+, которая сочетает силикаты и карбоксилаты; поэтому обеспечен как профилактический, так и сдерживающий эффект. Дальнейшим развитием этой идеи стал класс G12++, рецептура которого включает большое количество карбоксилатов и немного меньшее содержание силикатов.
Наконец, при замене этиленгликоля на пропиленгликоль готовому продукту присваивают индекс G13. Единственной его практической особенностью является чуть меньший вред для окружающей среды. Влияние на двигатель — то же самое.

Что можно сказать о тосоле

В недавнем прошлом все немецкие автомобили содержали синий антифриз, а японские — красный. Отечественные производители просто использовали немецкую технологию, потому что синий краситель не становился темнее при повышении температуры. Название «Тосол» происходит от сокращения «технология органического синтеза» (ТОС), а окончание «ол» по химической классификации присваивают всем спиртам. Государственный стандарт на тосол в точности воспроизводит требования к антифризу класса G11.
Всё-таки, какой состав лучше?
Легко найти видеоролики, в которых тосол и антифриз, контактируя между собой, выделяют огромное количеством пены. Она даже буквально «бьёт через край». Однако такие съёмки сфабрикованы, их специально монтируют, чтобы привлечь подписчиков ярким зрелищем. В действительности смешивание охлаждающих жидкостей не выглядит впечатляюще — там непосвящённому человеку и смотреть-то не на что. Практические свойства у них довольно похожи.
К сведению: на упаковке G11 марки LUXE размещается надпись «жидкость охлаждающая низкозамерзающая антифриз-40 (ТОСОЛ-40)».
Более того, основная часть охладительных реагентов, на этикетках которых красуется гордое «ТОСОЛ-40», в действительности классическому определению тосола не соответствует.
В составе указывают:
  1. полиолы;
  2. алифатические спирты;
  3. добавки, защищающие от коррозии и вспенивания.

Введение дешёвых спиртов позволяет получить больше выгоды производителю и продавцу. Автовладельцы сталкиваются с тем, что кипение начинается гораздо раньше нормы. Испаряться жидкость будет где-то на отметке +60.
Если подходить с точки зрения инженера или технолога, то тосолом могут называться только смеси воды с этиленгликолем и антикоррозийными присадками. При отправке зарубежному потребителю такой продукт будет именоваться антифризом G11 синим. Марки G12, G12+ чаще всего красные, G13 бывают даже зелёными, жёлтыми или фиолетовыми.
Иногда встречается концентрированный антифриз, содержащий большое количество этиленгликоля. Это вещество в чистом виде застывает при — 12, если его смешать с дистиллированной водой в особой пропорции, точка замерзания будет уже — 65, тогда как точка кипения +200. А при равных долях компонентов жидкость будет затвердевать на отметке минус 40.
Допустим, у вас в распоряжении оказалась ёмкость с G11, и вы решите долить к ней антифриз G13. Что тогда будет происходить в моторе? Нет, «прямо ужасающих последствий» можно не опасаться. Авто не выйдет из строя сразу же. Однако делать так всё же не стоит. Надо учитывать не только расцветку охлаждающей жидкости, но и её состав. Точная рецептура является коммерческой тайной каждого поставщика. В идеале следует ориентироваться на техническую документацию к автомашине, выбрать конкретную марку и тип охлаждающей жидкости, и в дальнейшем приобретать только её.

Теоретически можно даже смешать продукцию разных производителей, окрашенную различным образом, если есть уверенность, что она имеет одинаковый механизм работы. Но на практике это скорее неудобно, поскольку мешает отслеживать качество реагента и его работоспособность.

Дополнительно о свойствах и характеристиках охладителей

Применять антифриз G11 наиболее целесообразно в только что купленном или недавно используемом авто с малым пробегом. Важная оговорка: радиатор должен быть сделан из меди или латуни, поскольку алюминиевые сплавы могут быть повреждены. G12 и его усовершенствованная версия лучше работают в мощных моторах, где есть высокая тепловая нагрузка. При перемешивании G12 (+) с G11 могут происходить нежелательные химические реакции. Не вникая в их суть, достаточно знать одно — такие процессы способны уничтожить все полезные свойства жидкости. Она перестаёт отводить теплоту сколько-либо эффективно!
G13, или, по другой классификации. Multifreeze, наиболее универсальный состав. В теории его разрешается примешивать к любому другому продукту. Но делать это неразумно из-за высокой стоимости подобного «коктейля» и отсутствия сколько-то заметной пользы. А вот обратное решение — когда не хватает G13, срочно долить к ней иную охлаждающую жидкость — вполне рабочее. Тосол (даже самый лучший) вообще не следует ни с чем комбинировать, его только можно смешать с водой.
Недопустимые комбинации используйте лишь в таких ситуациях, когда других способов охлаждения нет, а ехать надо срочно. Наиболее безопасный способ — добавить 0,2–0,3 л дистиллированной воды.

Возвращаясь к нашему тосолу, следует указать, что его срок годности не превышает 3 лет, тогда как у современных охлаждающих реагентов доходит до 5–7 лет. Впрочем, на деле эта разница особой роли не играет — почти всегда охладители используются гораздо раньше предусмотренного срока. В старых двигателях тосол недостаточно эффективно сдерживает коррозию, но для чугунного мотора он будет наилучшим выбором, тогда как G12 и более поздние версии окажутся избыточно агрессивны.

Возврат к списку