Энергосберегающие масла: преимущества, маркировки, рекламные преувеличения
Для снижения эксплуатационных расходов на автомобильное горючее нефтехимические компании разработали энергосберегающие масла, которые заливаются в моторы и трансмиссии (коробки передач, мосты) грузового и легкового автотранспорта. Использование специальных смазок, уменьшающих трение, особенно актуально для грузовых и автобусных автопарков, работающих с мощными дизельными двигателями.
Основные качества энергосберегающих масел
Для снижения трения важнейшим условием становится увеличение индекса вязкости. Чтобы снизить трение, специальные смазки используют пакеты присадок, в которые входят модификаторы трения, макрополимерные загустители, моюще-диспергирующие компоненты.
Важным качеством энергосберегающих масел становится саморегуляция вязкости. При ускорении автомобиля увеличивается скорость движения поршней. Смазка реагирует на повышение температуры снижением вязкости. При снижении скорости движения или на холостом ходу масло приходит в исходное состояние. В трансмиссии такие же процессы (изменение вязкостно-температурных характеристик) зависят от скорости вращения коленвала. Основными узлами автомобиля, для которых важно уменьшение трения, признаны:
- подшипники коленчатого вала и мостов грузовика;
- клапанный механизм двигателя;
- цилиндро-поршневая группа.
Найти «средние» показатели индекса вязкости для зимней и летней эксплуатации нелегко. При этом АТП не могут практиковать сезонную замену моторного масла и трансмиссионной жидкости из-за увеличения эксплуатационных расходов.
Маркировки специальных смазок и рекламные преувеличения
Мировой классификации и унифицированной маркировки для энергосберегающих масел не существует. В российских ГОСТах нет такого термина и технических условий использования смазок. В мировой практике мы находим:
- американские обозначения ЕС (ставятся перед индексом вязкости);
- европейские маркировки (обозначения А1-02, А5-02 относятся к бензиновым двигателям, индексами В1-02, В5-02 маркируются дизельные масла);
- классификацию ILSAC, в которой применяются маркировки GF (действует в США и Японии);
- фирменные маркировки отдельных нефтехимических компаний.
Реклама часто преувеличивает экологические свойства энергосберегающих смазок, продление срока эксплуатации, экономию топлива. На качество выхлопа моторные смазки практически не влияют. Срок старения моторного масла и трансмиссионной жидкости энергосберегающего класса одинаков с другими качественными маслами. Не стоит верить и рекламным обещаниям снизить расход топлива на 10-20%. На практике экономия топлива для новых двигателей составляет 1,8 – 2%. У старых, изношенных моторов показатель снижается до 0,5%.