Импортозамещение на рынке
Правила локализации, применимые к автомобильной промышленности, были введены в действие в 2005 году (с последующими изменениями в 2010 году) и выходят за рамки усилий по импортозамещению в соответствии с Законом о промышленной политике (488-ФЗ).Эта политика успешно реализуется на протяжении многих лет и побудила многих мировых автопроизводителей локализовать свое производство в России. Кроме того, политика позволила привлечь значительное количество производителей автокомпонентов с собственными производственными мощностями в России, создав тем самым базу для развития рынка автокомпонентов, которого ранее в стране практически не существовало.
Согласно первоначальным правилам, автокомпоненты, ввозимые в Россию для целей промышленной сборки, либо освобождались от уплаты таможенных пошлин, либо пользовались пониженной ставкой таможенных пошлин. Освобождение было предоставлено на семь лет (для проектов добычи на бурых месторождениях) или на восемь лет (для проектов добычи на новых месторождениях). Производители должны были достичь годового объема производства в 25 000 автомобилей за 2,5 года и 30% - ного уровня локализации за 4,5 года.
В 2010 году в правила локализации были внесены изменения. Предусматривалось, что производитель может взять на себя дополнительные обязательства по увеличению ежегодных объемов производства до 300 000 автомобилей в четырехлетний период (350 000-в трехлетний период для браунфилдских производств), а уровень локализации через пять лет достигнет 60%. Создание добавленной стоимости в стране требовало включения определенных технологических процессов. Цель состояла в том, чтобы вывести сборку SKD в России на более высокий уровень вертикальной интеграции.
Правила импортозамещения
Хотя государственная политика в автомобильном секторе в основном направлена на локализацию путем предоставления сниженной (или нулевой) ставки таможенных пошлин автопроизводителям и поставщикам автокомпонентов, в последнее время законодательство об импортозамещении предусматривает определенные правила импортозамещения, направленные на снижение уровня используемых в России автомобилей и автокомпонентов иностранного производства.
В частности, согласно Постановлению № 656, транспортные средства не могут быть допущены к государственным закупкам, если они не происходят из России. Ввоз и использование таких транспортных средств для каких-либо других целей не ограничивается. Однако в таком случае могут применяться повышенные таможенные тарифы (фактически запредельные). Правительство России также утвердило соответствующие планы мероприятий по импортозамещению, которые предусматривают постепенное снижение уровня используемых в России автокомпонентов иностранного производства и их замещение отечественными до 50-100% к 2022 году.