Классификация моторных масел по российским ГОСТам и стандартам ILSAC: основные различия
Классификация моторных масел по российским ГОСТам и стандартам ILSAC: основные различия

Классификация моторных масел по российским ГОСТам и стандартам ILSAC: основные различия

Большинство российских автолюбителей, зная об улучшенных свойствах импортных моторных масел, продолжают ориентироваться на продукцию отечественных производителей нефтехимии, которые выпускаются по устаревшим ГОСТам. Учитывая большое количество классификаций, рассмотрим основные принципы стандартизации моторных смазок по качеству.

Отличия в принципах классификации

Кроме американских стандартов SAE и API, европейского ACEA, в мире существует несколько международных классификаций смазочных материалов. К самым строгим международным стандартам относится классификация ILSAC, разработанная американской и японской ассоциациями автопроизводителей. Первый вариант стандарта ILSAC признан устаревшим, в мировой практике ведущие производители нефтехимии руководствуются стандартами ILSAC GF-2 (1996 г.), GF-3 (2001 г.).

Основными критериями качества моторных масел в классификациях ILSAC GF-2, GF-3 стали:

  1. Параметры вязкости. Совпадают с российскими ГОСТами, но шире по температурным показателям, скорости сдвига.
  2. Летучесть. Российским ГОСТом не рассматривается, хотя считается одной из важных эксплуатационных характеристик.
  3. Фильтруемость. Важна для низких температур. В международных классификациях оцениваются результаты испытаний по методике General Motors.
  4. Содержание фосфора. Российским ГОСТом не регламентируется, хотя этот параметр признан важнейшим для увеличения долговечности катализаторов.
  5. Склонность к пенообразованию. Испытания проводятся по методике ASTM I-IV, в отличие от ГОСТов, рекомендующих отечественные лабораторные методики.
  6. Энергосберегающие качества. Масла с неудовлетворительными антиокислительными, противоизносными свойствами не имеют шансов попасть в классификацию ILSAC GF-3. В российских ГОСТах термин и понятие «энергосберегающие качества» отсутствует.

Практический выбор масла

Для владельцев легкового автотранспорта при практическом выборе моторного масла отличия между международными и российскими классификациями не важны. Существующие ГОСТы применяются в технической документации производственного процесса нефтеперерабатывающих заводов, иногда приводятся в торговых описаниях смазочных материалов. Вместе с тем, российские концерны «Газпром», «Лукойл» на торговых этикетках печатают, в первую очередь, маркировки смазки по SAE, ACEA API.

Ориентироваться на ГОСТы можно при выборе моторного масла для продукции отечественного автопрома (в первую очередь – грузовиков и легковых моделей «АвтоВАЗ»). Для владельцев дорогих иномарок, желающих снизить эксплуатационные расходы, увеличить ресурс двигателей, лучше выбирать моторное масло, классифицированное по стандарту GF-3.

Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости Кинематическая вязкость
при +100 °С, мм2/с 
Кинематическая вязкость при-18°С, не более,
мм2
33 3,8 12500
43 4.1 2600
53 5.6 6000
63 5.6 10400
6 св. 5,6 до 7.0 включ. 10400
8 св. 7,0 до 9.3 включ. 10400
10 св. 9,3 до 11.5 включ. 10400
12 св. 11,5 до 12.5 включ. 10400
14 св. 12,5 до 14.5 включ. 10400
16 св. 14,5 до 16.3 включ. 10400
20 св. 16,3 до 21.9 включ. 10400
24 св. 21,9 до 26.1 включ. 10400
33/8 св. 7,0 до 9.3 включ. 1250
43/6 св. 5,6 до 7.0 включ. 2600
43/8 св. 7,0 до 9.3 включ. 2600
43/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 2600
53/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 6000
53/12 св. 11,5 до 12.5 включ. 6000
53/14 св. 12,5 до 14.5 включ. 6000
63/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 10400
63/14 св. 12,5 до 14.5 включ. 10400
63/16 св. 14.5 до 16.3 включ. 10400

Группы моторных масел по назначению

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
- Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Возврат к списку