Обзор на трансмиссионные масла
Обзор на трансмиссионные масла

Обзор на трансмиссионные масла

Трансмиссии моторной техники – очень сложные устройства. Какими бы надёжными не были входящие в них шестерни и другие узлы, как бы хорошо не продумывалась конструкция, без систематической смазки обойтись невозможно. И применять стандартные машинные или даже моторные масла нельзя – нужны специализированные трансмиссионные жидкости. Рассмотрим основную информацию о них, оценим специфику конкретных составов.
ТМ – это тип масел, которые используются в различных деталях и узлах транспорта, сельхозтехники и спецмашин. Задачей трансмиссии является передаче движения (вернее, крутящего момента) между мотором и ведущими колёсами. Поэтому обязательно каждый модуль оборудуют трущимися деталями и зубчатыми передачами, где используют различные виды шестерён. Роль смазки – обеспечить быстрое и энергоэффективное использование техники.
Благодаря трансмиссионным маслам:
  • поверхности металлических частей не покрываются задирами и иными повреждениями;
  • снижается износ;
  • уменьшается скорость коррозии;
  • удаляются продукты естественного и механического износа;
  • гарантируется отвод тепла от наиболее нагруженных частей и мест контакта.

Как и любое вещество, ТМ со временем может деградировать и нуждается в замене. На смену можно применять лишь продукцию идентичной марки, иначе трансмиссия будет сильно страдать, ресурс основных частей уменьшится. Рассмотрим общепринятую классификацию и основные характеристики.

В состав трансмиссионного масла входит всегда две составные части: минеральная база, получаемая при прямой нефтеперегонке, а также набор присадок. Свойства у них разнообразны: одни снижают износ, другие препятствуют задирам, третьи подавляют ржавчину. Почти везде сейчас применяют в качестве основы минеральные вещества. Лишь изредка такую роль играет полусинтетическая смесь, которая изначально содержит противоизносные и противозадирные вещества.

Вязкость и иные свойства трансмиссионных масел определят, насколько их можно применять в заданном климате или при конкретном уровне механической нагрузки на узлы. Для более точной классификации применяют стандарты. В США используют API – в честь разработчика, американского нефтяного института. Также широкое распространение получил SAE, проработанный ассоциацией инженеров автомобильной отрасли. В нашей стране ориентироваться лучше следует на ГОСТ 2015 года под номером 17479.2.

Что говорит API

Этот нормативный акт посвящён смазкам для механических коробок и ведущих мостов на различных колёсных машинах. Индекс GL-1 присваивают техническим жидкостям, где присадок нет, или есть ограниченное количество универсальных веществ. Главная задача – обслуживание простых конусных и червячных передач на грузовых авто, на сельхозтехнике. GL-2 – марка для узлов средней нагруженности, основной автопарк – того же типа. В основном есть только реагенты, сдерживающие износ.
GL-3 – продукция для грузовиков, подходящая на конусную и большинство иных видов передач, но несовместимая с гипоидными шестернями. Допускается эксплуатация в режиме малой и средней нагрузки, в состав входят противоизносные компоненты.
GL-4 – это настоящий «универсал» для главной передачи, в том числе конусной и даже гипоидной. Допускается эксплуатация таких составов в коробках передач, независимо от степени нагрузки и вида транспорта. Рецептура включает компоненты, подавляющие образование задиров.
GL-5 – продукты, рассчитанные на высоконагруженную передачу, соединённую с гипоидной шестёрней. Тут уже одной защитой от задиров не обойтись. Иногда, если смеси присвоено обозначение LS, она может быть залита в коробку и дифференциал.
GL-6 – опять для гипоидной передачи, но теперь уже работающей на повышенных скоростях и при выраженном смещении. Чтобы компенсировать потенциальные проблемы, добавляют больше противозадирных присадок. Наконец, существует ещё MT-1 – группа масел, заливаемых в несинхронизированные сильнонагруженные КП. В сравнении с GL-5 эти рецептуры позволяют более эффективно сдерживать повышенную температуру. В основном на практике предпочтение отдают составам от GL-3 до GL-5, чтобы одной поставкой обслуживать редукторы и механические коробки.

Возврат к списку