Особенности, применение, замена трансмиссионных масел ATF
Особенности, применение, замена трансмиссионных масел ATF

Особенности, применение, замена трансмиссионных масел ATF


Специальные масла с индексом «ATF» используются при техобслуживании, ремонтах автоматических коробок передач современных легковых моделей авто, микроавтобусов и внедорожников. В герметичном объеме коробки «автомат» трансмиссионное масло ATF стареет, загрязняется, требует регулярных доливов или замены.

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел ATF

По сравнению с обычным моторным маслом смазка механизмов автоматической коробки передач отличается меньшей вязкостью, улучшенными фрикционными, антикоррозионными, противоизносными, антиокислительными свойствами. В процессе эволюции трансмиссионных масел ATF в качестве присадок к минеральным, полусинтетическим основам использовались китовый жир, масло жожоба, модификаторы вязкости, суспензии дисульфида молибдена, графита.

В технической литературе, основанной на общепринятой классификации концерна «Дженерал Моторс», выделяют такие классы смазок:

  • Dexron (первая жидкость для коробок-«автомат» выпускалась до 1972 г.);
  • Дексрон ІІС и IID (смазки для американских и европейских моделей авто использовались до 1993 г.);
  • Dexron III (используется в большинстве современных моделей);
  • Dexron-VI (разработано для коробок с двойным сцеплением, подходит для четырехступенчатых, пятискоростных трансмиссий).

Отечественные и зарубежные производители нефтехимии выпускают сотни сортов смазок АТФ. Для конвейерной заправки коробок передач ведущие автопроизводители мира пользуются маслами брендов MANNOL, «Эльф», TOTAL, Divinol, Mobil, AIMOL.

Долив и замена масла

Автоматические коробки отличаются особой чувствительностью к недостатку смазки. При течах трансмиссионных масел ATF из-под прокладок, сальников «масляное голодание» коробки приводит к выходу из строя гидротрансформатора, втулок, подшипников, фрикционов. В ходе эксплуатации качество смазки в коробке определяют по таким признакам:

  • прозрачности (небольшое помутнение не считается критическим недостатком);
  • запаху горелого масла (коробка нуждается в ремонте, полной замене масла);
  • металлической стружке на магните поддона (при обнаружении «ёжиков» смазка заменяется).

Если масляный щуп показывает низкий уровень смазки, но критических признаков подгорания, загрязнения нет, трансмиссионную жидкость можно доливать. При доливе масла в коробку-«автомат» не рекомендуется использовать смазки разных производителей. Наличие разных присадок может образовать пенную эмульсию, выпадание осадка. Эмульсионные фракции затрудняют работу масляного насоса, приводят к повреждениям гидроблока.

Полная замена масла практикуется при загрязнениях, любом ремонте автоматической трансмиссии (кроме замены фильтров грубой и тонкой очистки, прокладок и сальников). При самостоятельной замене масла основную опасность представляют остатки загрязнений. При самосливе масла в корпусе коробки, гидротрансформатора остается до 40% грязной смазки. Поэтому смешанное масло остается загрязненным. Правильная технология замены предполагает полную откачку масла из коробки специальным насосом, промывку трансмиссии, чистку поддона, замену фильтров грубой и тонкой очистки. Комплекс этих процедур трудно провести в гаражных условиях, они требуют специального оборудования, инструментария, знания конструкции автоматической коробки передач.

Возврат к списку