Пластичные смазки и их назначение
Пластичные смазки представляют собой вязкие составы, специально разработанные для обработки подвижных элементов машин и механизмов. Ключевое их отличие от жидких масел - способность фиксироваться на поверхностях любой ориентации (включая вертикальные и наклонные), устойчивость к стеканию и сохранение в зоне контакта даже под значительным давлением. Основные сферы применения – это подшипники (качения/скольжения), шарнирные соединения, рычажные системы, кулачковые и эксцентриковые узлы.Преимущества данного класса смазочных материалов:
- Экономичность эксплуатации.
- Снижение частоты и трудоемкости технического обслуживания.
- Возможность упрощения конструкции механизмов и уменьшения их металлоемкости.
- Эффективное удержание на рабочих поверхностях.
- Устойчивость к выдавливанию из контактной зоны при нагрузке.
- Сохранение функциональности в широком температурном спектре.
- Дополнительная герметизирующая функция (защита от загрязнений и влаги).
Российская промышленность выпускает свыше 150 разновидностей пластичных смазок. Их систематизируют по следующим критериям: консистенция (степень густоты), химическая природа компонентов и целевое применение.
Классификация по консистенции:
- Полужидкие.
- Пластичные (наиболее востребованная группа).
- Твердые.
Полужидкие и пластичные смазки имеют структуру коллоидных систем. Их состав включает:
Базовое масло (дисперсионная среда, 70-90% массы).
Загуститель (дисперсная фаза, 10-15%, в отдельных случаях до 30%), формирующий структурный каркас. Именно загуститель обуславливает тиксотропные свойства: сохранение твердообразного состояния в покое и обретение текучести под механическим воздействием. Эксплуатационные параметры смазки напрямую зависят от типа и концентрации загустителя.
Функциональные присадки (0.001 - 5% массы) — преимущественно маслорастворимые органические соединения, модифицирующие характеристики. К базовым типам относятся: антиокислительные (ионол), антикоррозионные (нитрованный окисленный петролатум), противоизносные (трикрезилфосфат). Для усиления герметизации и антифрикционных свойств иногда вводят твердые наполнители (графит, дисульфид молибдена MoS2).
Данные смазки нашли широкое применение в узлах трения. Например, в подшипниках, шарнирах, зубчатых и цепных передачах, стальных канатах.
Твердые смазки изначально представляют собой суспензии (например, на базе смолы с растворителем) с включением загустителей (графит, MoS2). После улетучивания растворителя на поверхности формируется твердое покрытие с низким коэффициентом трения.
Пластичные смазки доминируют в промышленности благодаря удачной комбинации свойств. То есть благодаря способности удерживаться на месте как твердое тело и проявлять текучесть при нагрузке как жидкость.
Классификация по типу масляной основы:
- Минеральные (нефтяные).
- Синтетические.
- В отечественном производстве наибольшее распространение получили смазки на основе минеральных индустриальных масел, регламентированных ГОСТ 1707-51.