Система классификации моторных масел API
Система классификации моторных масел API

Система классификации моторных масел API

Один из важных этапов произошёл в 1983–1992 годах, когда под руководством API была создана «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System), которая описана в официальном документе API Publication No 1509. Все масла, официально получившие лицензию, включаются в список EOLCS, доступный в Интернете.

Ключевые ряды: S, C и EC

Система API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) подразделяет масла на три эксплуатационные категории. В дальнейшем каждая из них расширяется за счёт появления подкатегорий, отражающих разные поколения стандартов и технических решений. Ключевые категории:
S (Service). Предназначена для бензиновых двигателей. Каждая новая категория обозначается по алфавиту, начиная с API SA, SB, SC и доходя до современных SN и SP (последняя уже введена после SN, однако более распространена SN). Важно, что иногда некоторые буквы пропускаются во избежание путаницы, например, SI (чтобы не совпадало с Международной системой единиц).
C (Commercial). Рассчитана на дизельные двигатели различных типов: от лёгких коммерческих автомобилей до тяжёлых грузовиков. Подкатегории появляются по мере ужесточения экологических требований и совершенствования двигателей. Путь развития идёт от CA, CB, CC, CD до более современных CJ-4 и CK-4 (ещё новее, чем CI-4).
EC (Energy Conserving). Включает в себя высококачественные масла сниженной вязкости, призванные экономить топливо и обеспечить максимальное смазывание узлов. EC-ряд может сочетаться с бензиновыми спецификациями: при соблюдении ряда тестов производитель может указывать на упаковке обозначение «Energy Conserving» или «Energy Conserving II».
Цель каждой категории — гарантировать уровень качества, соответствующий определённому периоду выпуска двигателей и набору требований к эксплуатационным свойствам. Универсальные масла нередко маркируются двойным символом: например, API CG-4/SH говорит о том, что продукт разработан в первую очередь для дизельных двигателей, но допускается его использование и в бензиновых, соответствующих более ранним требованиям.

Категории для бензиновых двигателей

Современные бензиновые двигатели постоянно усложняются: появляются новые системы впрыска, турбонаддув, технология Start-Stop и многое другое. Масла для них должны обеспечивать стабильность при высоких температурах и сохранение текучести при холодном пуске. Ниже приведён примерный список ключевых категорий (каждая последующая включает более строгие требования):

Основные подкатегории:

SN – введена в 2010 году. Обеспечивает улучшенную защиту от окисления, износа и коррозии, а также способствует снижению отложений в турбированных двигателях. Может соответствовать ILSAC GF-5, что даёт право на статус энергосберегающего масла.
SM – для двигателей 2010 года и старше. Отличается повышенной стойкостью к окислению, сохраняет низкотемпературные свойства при длительных интервалах эксплуатации.
SL – действует для двигателей 2004 года и более ранних. Обладает стабильными энергосберегающими характеристиками и сниженной летучестью.
SJ – ориентирована на двигатели 2001 года и старше. Делает акцент на экономию топлива и противодействие отложениям при повышенных температурах.
SH – соответствует требованиям для техники до 1996 года, без обязательных энергосберегающих тестов. Однако производители масел могли дополнительно сертифицировать продукты как SH/EC или SH/ECII.
Все эти категории создавались для удовлетворения растущих требований: защита от образования шлама, надёжная работа при высоких температурах, совместимость с уплотнительными материалами и улучшенные моющие свойства. Несмотря на то что каждое новое поколение во многом перекрывает возможности предыдущего, старые стандарты всё ещё востребованы на рынках, где преобладают автомобили с солидным пробегом.
В целом потребителю важно учитывать рекомендации автопроизводителя: нередко мануал прямо указывает требуемую категорию API (например, SM или SN). Применение слишком «простого» масла может привести к ускоренному износу, а использование слишком «высокой» категории в редких случаях бывает избыточным и неоправданным с экономической точки зрения.

Категории для дизельных двигателей

Парк дизельной техники весьма разнообразен: от лёгких коммерческих фургонов до мощных грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. Соответственно, требования к маслам также различаются. Новые экологические нормы (снижение выбросов вредных веществ) стимулируют разработку масел, которые позволяют двигателям работать чище и надёжнее.
Ниже приведён укороченный список ключевых категорий для дизельных масел (каждая новая генерация содержит дополнительные требования):
CJ-4 – введена в 2006 году. Предназначена для двигателей, соответствующих нормам токсичности отработавших газов 2007 года. Рекомендуется в тех случаях, когда топливо содержит до 500 ppm серы. Хорошо взаимодействует с дизельными сажевыми фильтрами и другими системами последующей обработки выхлопа.
CI-4 – появилась в 2002 году. Рассчитана на 4-тактные высокоскоростные двигатели с рециркуляцией выхлопных газов (EGR). Подходит для низкосернистого топлива (содержания серы менее 0,5%), обеспечивает оптимальную защиту от высокотемпературных отложений.
CH-4 – представлена в 1998 году. Соответствует строгим американским и европейским нормам по токсичности. Может работать с топливом, содержащим серу более 0,5%, что особенно важно в регионах с высокосернистым дизелем (Африка, Азия, Южная Америка).
CG-4 – предшествующая категория, ориентированная на тяжёлые условия эксплуатации. Несмотря на появление новых стандартов, во многих странах всё ещё используется.
CF-4 – более ранняя версия для 4-тактных дизелей. Также может применяться в двигателях предыдущих поколений.
Таким образом, каждый производитель тяжёлой и коммерческой техники указывает, какие именно категории требуются для обеспечения наилучших характеристик. Прежние категории (CD, CE и т.д.) постепенно утратили актуальность, но иногда встречаются при использовании старой техники.

Возврат к списку