Систематизация трансмиссионных масел
Систематизация трансмиссионных масел

Систематизация трансмиссионных масел

Система SAE

Этот вариант спецификации отталкивается от уровня кинематической вязкости, зависящему от нагрева или понижения температуры. Тут уже классификация гораздо менее подробная. Зимние разряды, они же winter, это группы от 70W до 85W, которые рассчитаны на успешную эксплуатацию даже в условиях сильных холодов. Правда, чем выше индекс, тем хуже это свойство проявляется.
Для лета предназначены классы 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250. Даже при сильном нагреве трущиеся детали надёжно защищены. Куда чаще используют универсальные смеси, которые обладают необходимыми качествами в расширенном температурном диапазоне.

Российская система

Речь идёт про государственный стандарт 17479.2-2015, который определил ключевые свойства трансмиссионных масел для любой наземной колёсной техники – транспортной и прочей. Создатели нормативного акта постарались учесть особенности как API, так и SAE, взяв из обоих документов лучшее. За основу приняли, соответственно, как кинематическую вязкость при конкретных температурных точках, так и ключевые параметры.
Итак, по этой шкале выделяют такие трансмиссионные группы масел:
1 – не содержат присадок, заливаются лишь в коническую или червячную передачу;
2 – рассчитана на подавление износа, нужна для средненагруженных механически и не перегревающихся передач конического и червячного типа;
3 – включает противозадирные компоненты, может пригодиться для умеренно нагруженных передач цилиндрического, конусного либо спирально-конусного типа;
4 – смеси с особенно эффективными противозадирными добавками, что позволяет компенсировать тепловую и механическую нагрузку в цилиндрической, спирально-конической или гипоидной передаче;
5 – группа, содержащая усиленные противозадирные и универсальные комплексы присадок (такие решения подойдут для самых нагруженных передач с использованием гипоидной пары, подвергаемой интенсивным ударным нагрузкам).
По уровням вязкости трансмиссионные масла в России делят, как и за рубежом, на две ключевые группы. Зимний тип 5з – самый стойкий к холоду – перенесёт охлаждение до – 55 градусов. Категория 9з способна пережить охлаждение до – 40 градусов. Тип 12з ещё менее стойкий, он нормально работает при температуре не выше – 26. Наконец, используя масла 18з, нельзя ездить при морозе сильнее – 12 градусов.
В летнюю группу входят 9, 12, 18 и 34. Подробно описывать такие масла смысла нет, но любое из них становится неоправданно текучим при сильном летнем зное. Однако и в нашей стране максимальную популярность завоевали всесезонные смазки, которые могут сохранять необходимую вязкость в широком диапазоне температур. Ярким примером такой продукции является ТМ-5-9з/18. При создании маркировки изготовитель, кроме обязательных пунктов, может указать ещё и классификацию по системе API либо SAE. Но по умолчанию формат прост – надо писать ТМ, после чего указывать категорию эксплуатационных свойств и обозначать уровень вязкости. При всесезонном характере масла эти уровни перечисляют, разделяя косой чертой.

Возврат к списку