Светлые нефтепродукты. "Бензин".
Светлые нефтепродукты являются самыми прибыльными на рынке продуктами переработки нефти. Эта группа состоит из керосина, бензина и ДТ. Фракции для светлых нефтепродуктов получают вследствие уже первоначальной нефтеперегонки. Однако увеличение выхода этих фракций относительно исходного объёма сырья и производство качественного и чистого светлого нефтепродукта становятся возможными исключительно вследствие вторичной переработки нефти.
Состав светлых нефтепродуктов включает лёгкие фракции, которые кипят в условиях сравнительно низких температур. Эти фракции обычно являются практически бесцветными. Главный представитель светлых нефтепродуктов - бензин. Однако в мире в целом по потребляемому количеству бензин несколько уступает ДТ. Причём данная тенденция, согласно прогнозам специалистов, сохранится в обозримом будущем. Причины перевеса ДТ - многолетний тренд увеличения числа автомобилей именно на ДТ и уменьшение масштабов производства бензиновых машин. Играет роль и структурная особенность: на дизельных двигателях работают, кроме легковых авто, также все виды тяжёлой коммерческой автомобильной техники и ж/д транспорт.
Бензин является легковоспламеняющейся жидкостью, которая может быть бесцветной либо иметь лёгкий жёлтый оттенок. Это смесь нефтепродуктов, интервал кипения которых находится в диапазоне +40...+200. Впервые термин "бензин" был использован в 1833-м году немецким химиком Э. Мичерлихом в отношении полученного им самим из бензойной кислоты простейшего ароматического соединения, которое сейчас на русском языке обозначают словом "бензол". Но в некоторых других языках термин "бензин" охватывает целый класс нефтепродуктов, включающий ароматические соединения, в т. ч. бензол.
Составляющими бензина являются нефтепродукты, получаемые вследствие множества процессов. Это первичная перегонка (ведёт к получению бензиновых прямогонных фракций) и вторичные процессы - риформинг, крекинг, изомеризация, алкилирование, пиролиз, полимеризация, висбрекинг. Ещё бензин состоит из неуглеводородных веществ - спиртов, эфиров и некоторых других.
Важнейшим свойством бензина является его октановое число, определяющее так наз. детонационную устойчивость. Последняя заключается в способности к противостоянию данного вещества к самовоспламенению во время сжатия. Детонация является нежелательным явлением в ДВС. Она происходит при возгорании части горючего внутри цилиндра раньше, чем до него дойдёт огонь свечи зажигания. Вследствие этого бензин сгорает раньше времени. Это ведёт к падению мощности мотора, его перегреванию и быстрому износу.