Трансмиссия - конструкция, виды
К функциям трансмиссии относится трансформация крутящего момента, который создаёт ДВС, а также его передача с распределением на ведущие колёса авто и его оси.
На современных авто чаще всего устанавливаются трансмиссии механической и гидромеханической конструкции. Механическая трансмиссия включает:
- сцепление, с помощью которого возможно отсоединение вала мотора от трансмиссии, а также плавное соединение их;
- коробку передач, обеспечивающую ступенчатую трансформацию крутящего момента и изменение направления вращения узлов трансмиссии, которое необходимо для езды машины назад;
- карданный вал, который осуществляет передачу крутящего момента на ведущий мост от КПП;
- главную передачу ведущего моста, которая также совершает трансформацию крутящего момента;
- дифференциал, осуществляющий перераспределение крутящего момента между двумя колёсами, относящимися к ведущей оси, а также их вращение при разной частоте;
- полуоси, которые совершают передачу крутящего момента от основной передачи на ведущие автомобильные колёса.
Помимо традиционной трансмиссии, имеющей колёсную формулу 4×2, применяются также трансмиссии, имеющие привод для передних колес и привод для задних (когда мотор в машине находится сзади). Эти варианты КПП подразумевают объединение дифференциала и основной передачи в единый блок, имеющий общую смазочную систему. Благодаря такому решению обеспечиваются уменьшение веса авто и отказ от карданных валов большой длины, следствиями чего становятся повышение удобства компоновки салона в легковой машине и снижение расходов на сервис.
Трансмиссии, имеющие формулы 6×6, 4×4 и 6×4, отличаются дополнительными КПП и раздаточными коробками. С помощью данных узлов дополнительно повышается в случае необходимости крутящий момент ведущих колёс и раздаётся крутящий момент на каждую ведущую автомобильную ось. Крутящий момент распределяют на ведущие оси межосевые дифференциалы. Узлы коробки переключения передач, а также основных передач, дифференциалов и раздаточных коробок относятся к самым нагруженным в машинах и требуют постоянного смазывания.
Функциями главной передачи являются увеличение крутящего момента, который передаётся, и уменьшение частоты, с которой вращаются ведущие автомобильные колёса, до таких показателей, которые обеспечивают езду машины на заданных скоростях. Передаточное отношение основной передачи определяется преимущественно быстроходностью и мощностью мотора, а также весом и предназначением авто. Как правило, для грузовиков это отношение колеблется в диапазоне 6,5...9, для "легковушек" - 3,5...5,5.