Виды смазок и их области использования
В состав любой смазки входит загуститель и в зависимости от его вида масла подразделяют на:Мыльные — соли высших карбоновых кислот, добавляемые в масла в качестве загустителя.
Обычные или комплексные смазки идентичного катиона. К ним относят кальциевые, алюминиевые, натриевые, литиевые, бариевые масла. Загустителем в составе является литий, барий, алюминий, кальций или натрий.
Смешанные — натриево-кальциевые, литиево-кальциевые и т.д. Загустителем служат смеси мыл. При этом доля первого указанного катиона мыла несколько выше, нежели второго.
Жировое сырьё также используют при изготовлении мыльных смазок. С учётом его вида масла классифицируют на:
синтетические, где анионом мыла служит радикал синтетических жирных кислот;
жировые, в качестве аниона мыла — жирные кислоты природного происхождения.
Солидолы, они же — кальциевые масла — самые известные в нашей стране. Например, графитная смазка УСА применяется повсеместно, поскольку дешёвая, имеет соответствующие эксплуатационные характеристики. Хотя в некоторых узлах автомобиля применять кальциевые смазки нецелесообразно. Они безвозвратно распадаются при нагреве до 80°С, а значит, не используются в таких узлах как распределитель зажигания, подшипники водяного насоса, ступицы передних колёс.
В отличие от обычных солидолов комплексно-кальциевые мала, а именно, униолы наделены повышенными противозадирными свойствами и наиболее термически устойчивы. Хотя их термоупрочнение, гигроскопичность — низкие. Хранить такие смазки в негерметичной упаковке попросту нельзя.
Жировые консталины отличаются от других смазок высокой температурой плавления. Речь идёт о комплексных натриево- кальциевых и натриевых маслах. Хотя их минус в том, что без остатка смываются водой с поверхностей и растворяются в воде, в связи с чем также ограничены в использовании.
Отдельные виды сегодня уходят из производства, т.к. уже считаются устаревшими.
Комплексные литиевые смазки с безупречными эксплуатационными характеристиками — это ЦИАТИМ, литолы. Они не снижают работоспособности при обширном диапазоне температур, поэтому с успехом используются в разных отраслях промышленности: текстильной, станкостроительной и других.
Органические и неорганические смазки, загустителем в которых являются термостабильные высокодисперсные вещества с достаточно развитой удельной поверхностью. Смазки друг от друга отличаются тем, что в состав первых входят органические вещества (полимочевинные, сажевые, пигментные, полимерные смазки). В состав вторых входят неорганические компоненты (асбестовые, графитовые, силикагелевые, смазки).
Полиуреатные смазки стали выпускать сравнительно недавно. Их изготавливают на основе синтетических, углеводородных, нефтяных масел с возможностью нагрева до 220°С. Тефлоновые смазки, изготовленные на основе перфторполиэфиров, также считают высокотемпературными. Их показатель верхней температуры примерно такой же, как у полиуреатных смазок. Хотя гораздо дешевле стоят именно полиуреатные смазки нового поколения.
Смазки, выпускаемые на основе высокоплавких углеводородов, называются углеводородными. Различают их разновидности: канатные, консервационные.
Согласно ГОСТу 23258-78 и области использования масла подразделяют на следующие группы:
Отраслевые, как узкоспециализированные смазки.
Антифрикационные, которые нивелируют трение и износ соприкасающихся деталей.Уплотнительные, используемые для сальниковых агрегатов, вакуумных систем, разъёмных/резьбовых соединений, герметизации зазоров. Они облегчают сборку/разборку арматуры.
Консервационные - канатные и смазки общего назначения, препятствующие износу/коррозии стальных канатов, металлических изделий и механизмов.
К антифрикационным маслам общего назначения относят графитные смазки (Графитин, Графитная Ж), также солидол маркировки С и Ж. Самые дешёвые - солидолы, Хотя в последние годы их выпуск сокращается. Производители стали делать упор на многоцелевые масла общего назначения с возможностью их использования при повышенных температурах.
С учётом стойкости смазок к высоким температурам, морозам или химическим веществам масла подразделяют на подвиды:
Термостойкие (ПФМС-4С, Графитол, Силикол, Полимол, Аэрол, ВНИИНП марки 207, 210, 214, 219, 231, 233, 235, 246, 247 и Циатим-221).
Химическистойкие — Криогель, Циатим-205, ВНИИНП марки 279, 280, 282, 283, 294, 295 и 298.
Морозостойкие — Циатим-203.
Приборные — ВНИИНП марок 202, 223, 228, 257, 258, 260, 270, 271, 274, 286, 293, 299, Циатим 201 и 202.
К смазкам общего назначения относят приработочные пасты - ВНИИНП марки 225 и 232, полужидкие масла — Циатим-208.
Разновидности узкоспециализированных смазок:
Электроконтактные — ВНИИП 248, 502.
Индустриальные — ВНИИП 273.
Авиационные — ВНИИНП 254, 261, 281,Эра.
Отечественные уплотнительные смазки ВНИИП 263, 291и 292 считаются самыми распространёнными, востребованными.
Наименования смазок при Советском Союзе до 1979 г.устанавливались произвольно, поэтому согласно разным оценкам отечественные марки исчисляются тысячами. Их количество действительно огромно. Смазки называли в честь учреждения-производителя, например, ВНИИНП и ЦИАТИМ. Масло Солидол-С получило словесное название. Смазки, состоящие из одной цифры/слова, стали именовать с 1979 года, после введённого ГОСТа 23258-78, действующего и поныне.
Все виды смазок при выпуске должны соответствовать ГОСТ стандартам или ТУ - техническим условиям. Это важно требование, которое предъявляется к современным производителям и они должны его выполнять. В зарубежных странах не существует единая классификация смазок по эксплуатационным показателям, поэтому названия смазок фирмы могут вводить в произвольном порядке. Исключение составляют пластичные масла. На них существует классификатор и также сегодня изготовители предлагают различные виды смазок по консистенции в большом ассортименте.