Всё, что нужно знать о тормозной жидкости
Главное предназначение тормозной жидкости – усиление воздействия на педаль до такой степени, чтобы получилась «стальная» сцепка колодки с барабаном либо дисками для остановки вращательных движений вала. По факту, если учесть конструкцию и технические характеристики машины, для рабочей жидкости нужно выделять свои необходимые первичные требования:
-
температура кипения должна быть не меньше, чем 115 °С для моделей техники старого образца и не менее 150 С для современных моделей. Тепло, которое выделяется от работы двигателя, оказывает прогревающие свойства на окружающие металлические детали до температуры, превышающей 100 С, что может привести к кипению «неправильной» жидкости (давления не хватит, чтобы уверенно затормозить);
-
температура замерзания должна равняться приблизительно -40 °С;
-
должна быть достаточная вязкость для рабочей температуры диапазона. При маленьких показателях жидкость с увеличением давления способна пробиться через шланги или сальники, а оставшийся объем не даст нужного напора на колодки. При большой вязкости, увеличивающейся под влиянием низкой температуры, идет загустевание, и педаль тормоза не получится прожать;
-
нужны присадки, которые предотвратят коррозию металла;
-
должна быть низкая гигроскопичность. Чем меньше эти показатели, тем дольше тормозная жидкость прослужит без необходимости ее замены: при разбавлении водой мы получим снижение заданных характеристик (вязкости, диапазона рабочих температур).
Какой цвет имеет тормозная жидкость и как она выглядит
Цвет тормозной жидкости, в основном имеет желтый цвет. Это гликолевый состав. Исключение – жидкости на силиконовой основе, они имеют розовый цвет, и старые образцы масляно-спиртового, рубинового. Новая жидкость всегда будет прозрачной, отработанная чаще всего меняет свой цвет.
Совсем недавно появились линейки гликолевых тормозных жидкостей, имеющих красный цвет, свойства такие же, что и желтого оттенка, но есть один плюс: примененный краситель является индикатором выработки, изменение (снижение интенсивности) цвета – пора делать замену.
Принцип работы тормозной жидкости
Тормозная жидкость — это специальная жидкость, использующаяся в системах гидравлического торможения авто. Она передает силу, которую создает педаль тормоза, к тормозной колодке или тормозному цилиндру на колесах.
Принцип тормозной жидкости заключается в несжимаемости. Когда мы жмем на тормоз, давление в системе повышается, и тормозная жидкость передает это давление к тормозным механизмам. Как только давление достигает нужного уровня, тормозной механизм начинает работать, и машина начинает замедлять ход и останавливаться.
В составе тормозной жидкости содержится смесь из специальных химических веществ, которые не только обеспечивают несжимаемость жидкости, но и дают защиту тормозным механизмам от коррозии и окисления. Тормозная жидкость имеет свойство впитывать в себя влагу, поэтому ее нужно менять периодически, чтобы избежать попадания в систему торможения излишней воды.
Свойства тормозной жидкости могут отличаться в зависимости от ее класса, такого как DOT3, DOT4 или DOT5. Кроме того, производители тормозной жидкости могут давать более подробную информацию о свойствах продукта на этикетке.
Виды тормозных жидкостей
Тормозные жидкости можно разделить по химическим веществам, взятым в качестве базовой составляющей. На данный момент их три: силиконовые, гликолевые и масляно-спиртовые.
Масляно-спиртовые
Тут пропорция масла и спирта 1 : 1. Несмотря на отличные смазывающие качества, имеется малая гигроскопичность и отсутствует агрессивность, масляно-спиртовая жидкость имеет свои недостатки:
-
низкая температура кипения (110-115 °С);
-
при температуре -20 °С жидкость густеет.
В современных двигателях температура в зоне контакта колодки с диском при торможении может повышаться до 150-200 °С, такая жидкость будет ненадежной.
Гликолевые
Основными компонентами являются полиэтиленгликоли в паре с полиэфирами борной кислоты. Такой состав имеет высокую температуру кипения (190–260 °С) и хорошую вязкость при -40 °С и ниже (в зависимости от марки). Смазывающие свойства удовлетворительные.
Гликолевые жидкости не стали идеалом. Есть свои недостатки:
-
имеют химическую агрессивность. Для того чтобы снизить эту черту, производитель техники вынужден думать о применении наиболее стойких, соответственно, более дорогих материалов при изготовлении тормозной системы;
-
имеют высокую гигроскопичность, а содержание в растворе 3 % воды уменьшает температуру кипения на 30-50 °С. Нужна регулярная замена.
В общем, гликолевые тормозные жидкости наиболее универсальные, подходят под любую гидравлику авто, если на сами машинах не ездить (к примеру, на сев. полюсе или в пустыне).
Силиконовые
Почти идеальная тормозная жидкость в основе которой содержится кремний органических соединений: абсолютно гигроскопичное вещество, температура кипения +350 °С, сохраняется нужная вязкость до -100 °С. Но и тут есть свой «изъян» в виде низкого уровня смазочного материала, из-за этого применение силиконовой тормозной жидкости ограничено: в машинах с ABS быстро ломаются клапаны тормозного блока.
Тара, содержащая жидкость на основе силикона, главным образом имеет маркировку SBBF («silicon based brake fluids»), подпись NSBBF (нет силикона) размещается на некоторых гликолевых жидкостях, чтобы избежать путаницу.
Какую тормозную жидкость выбрать
Тип тормозной жидкости обозначен в технической документации на автомобиль, но иногда хозяин хочет поменять заводское на более современное, с лучшими характеристиками и большим сроком службы.
Как часто нужно менять тормозную жидкость
Регламент любого авто содержит в себе раздел по замене тормозной жидкости, где обозначен интервал между сменами. Разработчик автомобиля дает свои советы на этот счет.
Примерно – каждые 30-60 тыс. км пробега (то есть 1 раз в 2 года).
Гликолевые тормозные жидкости DOT 3 и DOT 4, обычно, отрабатывают за пару лет, DOT 5.1 служат подольше, где-то в два раза, а силиконовые DOT 5 как говорят, служат вечно.
Когда нужно менять тормозную жидкость
Главным критерием того, что пора заменить тормозную жидкость, является утрата части ее свойств, а именно изменение цвета. Если вначале была желтой жидкость, то со временем, она приобретает коричневые оттенки, для красного цвета – он обесцвечивается. Если же жидкость потеряла свою прозрачность, и стала мутноватой или наблюдается осадок – нужно заменить как можно быстрее.
Возможно ли смешивание тормозных жидкостей
Если опираться на накопленный годами опыт, советуем не смешивать разные типы тормозных жидкостей, потому что это понесет непредвиденный результат. Свойства тормозной системы могут ухудшиться или произойдет поломка тормозных компонентов.
Но, если вам надо добавить немного тормозной жидкости одного типа в другой, это можно, если они соответствуют одному из стандартов (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1).
Главное, если меняли тип тормозной жидкости, то нужно полностью промыть и промочить всю тормозную систему, чтобы предыдущей жидкости не было.