Высокотемпературные смазки: особенности, свойства, применение
При выборе высокотемпературных смазок следует обращать внимание на порог каплепадения, место использования материала, плотность и рабочие температуры.Если условия работы отличаются высокими температурами, обычные смазки не подойдут. Классические материалы с литиевыми и кальциевыми загустителями, нагреваясь до 130 градусов, начинают плавиться. Для работы в подобных условиях выпускаются специальные высокотемпературные смазки.
Типы и особенности смазок для работы при высоких температурах
Термостойкие материалы подразделяются на:- жидкие масла;
- консистентные смазки;
- пасты.
Нередко, читая торговые описания таких смазок, можно увидеть, что их называют высокооборотными. Данное определение не совсем грамотное, так как составы работают не в одних узлах трения, функционирующих на высоких скоростях. В механизмах применяются электропроводящие, резьбовые и шарнирные смазки, не теряющие своих характеристик при нагреве. Среди таких свойств химическая стабильность, низкая испаряемость, стойкость к окислению и антикоррозийные свойства.
Чтобы повысить термостойкость и не потерять антифрикционные свойства, в смазку добавляют особые загустители. Применяются бариевые мыла, поликарбамиды, окись кремния, оксиды алюминия, тефлон и фторпласт. Химическая стабильность сохраняется благодаря присадкам меди, нитрида бора, графита и дисульфида молибдена.
Использование термостойких смазочных материалов
В Советском Союзе для технического обслуживания автомобильных узлов и механизмов, работающих с нагревом, применялась графитная смазка и ГОИ. Сегодня отечественные бренды выпускают более широкий ассортимент продукции:
Униол, Терма работают при температурах до 400 градусов. Смазка применяется в горячих тихоходных конвейерах.
ВНИИСМ. Соответствующий институт создал особые смазки для резьб бурового оборудования и металлургических машин.
Политерм. Компания ЭлИНП производит термостойкие материалы на базе фторпласта и меди.
ЦИАТИМ. Составы, выпускающиеся институтом для авиации, успешно применяются при техобслуживании подшипников ступиц, форсунок дизельных двигателей и т. д.