Причины и последствия снижения вязкости моторного масла
Причины и последствия снижения вязкости моторного масла

Причины и последствия снижения вязкости моторного масла


Использование в двигателе масла, более или менее вязкого, чем предусмотрено производителем, непременно выльется в серьезные поломки. Применение неправильной смазки способствует резкому усилению трения, что становится причиной заклинивания и деформации деталей. Изменение вязкости в сторону увеличения или снижения становится следствием физико-химических процессов, происходящих в масле.

Естественные изменения в моторном масле обычно приводят к повышению его вязкости. Факторов, приводящих к ее снижению, намного меньше, но последствия этого крайне негативные.

Термический крекинг

Термический крекинг представляет собой распад компонентов, составляющих моторное масло, на отдельные фрагменты под влиянием высоких температур. Это явление противоположно процессу полимеризации, которая также происходит под термическим воздействием. Но при полимеризации происходит связывание отдельных компонентов с образованием новых веществ, обладающих большей вязкостью. Крекинг делает масло более текучим и понижает точку его кипения. В итоге оно быстрее испаряется и воспламеняется при меньших температурах.

Повышение неустойчивости к высоким сдвигающим силам

Чтобы моторное масло обладало более высоким индексом вязкости, в него добавляют длинные органические полимеры. Они обладают способностью раскручиваться в цепочки при сильном нагревании. Но при высоких температурах такие компоненты становятся неустойчивыми к силам сдвига. И в агрегатах, где такие силы проявляются больше всего, длинные полимеры начинают разрушаться. В итоге вязкость масла снижается. Этому явлению удается противостоять путем использования для производства смазки более вязкого базового масла.

Загрязнение

Распространенной причиной снижения вязкости моторного масла является попадание в него других материалов. Часто таким загрязняющим фактором становится топливо. Из-за его попадания в масло последнее приобретает повышенную текучесть. Это приводит к уменьшению толщины масляной пленки, покрывающей поверхности трущихся деталей, они соприкасаются и сильнее изнашиваются.

Также негативным последствием попадания топлива в масло является разбавление им комплекса присадок. Например, если в смазку попало 10% горючего, концентрация присадок уменьшается на 5000%, вследствие чего возникают очень серьезные проблемы.

Разбавление менее вязким маслом

Если в используемое моторное масло долить маловязкую смазку, то полученная смесь будет иметь вязкость меньше изначальной. Однако это касается только тех случаев, если оба масла однотипны. Если же добавить смазку, произведенную другим способом, это вызовет образование осадка, а полученная смесь в значительной мере утратит свои смазывающие свойства. В конечном итоге мы получим густую литолообразную массу, совершенно не пригодную для эксплуатации.

Последствия падения вязкости

Понижение вязкости моторного масла вызывает довольно опасные последствия. Во-первых, это существенный рост трения между взаимодействующими деталями, что становится причиной их ускоренного износа. Также происходит потеря энергии, а в узлах трения увеличивается выделение тепла. Под термическим влиянием повышается окисляемость смазки и ее испаряемость. В маловязком масле сильнее ощущается действие загрязняющих веществ. Также снижается стабильность гидродинамической пленки, покрывающей детали. Под действием значительных нагрузок и скоростей эта пленка разрывается, приводя к возникновению сухого трения.

Температура измерения параметров масла

Существующие стандарты предусматривают изучение характеристик масел, включая и вязкость, при температурах 40°С и 100°С. Почему выбраны именно такие значения? Уровень в 40°С выбран для раннего выявления окислительных процессов, полимеризации и склонности к перегреву. Этот же температурный режим позволяет эффективно определить те загрязнения, которые влияют на вязкость масла. При 40°С проводится диагностика смешивания масел разной вязкости.

Исследования при 100°С важны для изучения индекса вязкости смазки. Также эти измерения актуальны для тех двигателей, где температурный режим находится в пределах 90-150°С. Изучение характеристик при обеих температурах проводится для оценки изменения значений в зависимости от термических условий и для комплексных исследований.

Выявление причин изменения вязкости масла

Если установлено, что вязкость масла изменилась, недостаточно просто слить его и заменить на новое, требуемой вязкости. Ведь состояние жидкости и дальше будет меняться под действием определенных причин. Важно их выявить и устранить.

Если масло становится более вязким, нужно проверить следующие факторы:

  • температурные условия в моторе;

  • наличие в масле воды или гликоля;

  • правильность процедуры замены масла;

  • полноту сгорания топливовоздушной смеси;

  • наличие в масле воздуха.

Если текучесть масла повышается, нужно проверить следующее:

  • наличие неполадок в системе питания;

  • температурные условия в моторе;

  • правильность процедуры замены масла;

  • наличие значительных сдвигающих сил;

  • загрязнение масла.

Заметное отклонение вязкости моторного масла от нормы приводит к серьезным неисправностям двигателя. Потому важно соблюдать уровень, рекомендуемый автопроизводителем. Это будет способствовать безотказной работе мотора и уменьшению затрат на ремонты и замену запчастей. Исправный и надежный автомобиль - это важный залог безопасности водителя и пассажиров.

Возврат к списку