Противообледенительная защита в авиации
Противообледенительная защита в авиации

Противообледенительная защита в авиации


Наземное и высотное обледенение самолетов опасны. Тонкая корочка льда увеличивает вес самолета, заклинивает рули и подкрылки, затрудняет взлет и полет воздушного судна, приводит к воздушным катастрофам. В отличие от морских судов, лед с обшивки и органов управления самолетов нельзя скалывать. Тем более это невозможно сделать при высотном обледенении. Для противообледенительной защиты авиации применяются специальные жидкие составы, которые в технической литературе принято обозначать аббревиатурой «ПОЖ» (сокращение от противообледенительная жидкость).

Свойства современных ПОЖ

Основным компонентом всех противообледенительных жидкостей становятся незамерзающие гликоли (диэтиленгликоль, пропиленгликоль, этиленгликоль), которые составляют не менее 50% состава ПОЖ. Кроме них в концентрат добавляются:

  • антикоррозийные, противопожарные добавки;
  • сгустители;
  • увлажняющие агенты;
  • цветовые пигменты.

Техническая авиационная литература выделяет 4 типа ПОЖ:

  1. Тип I. В концентрированном или разбавленном виде применяется для одноступенчатой обработки.
  2. Тип: II. Обеспечивает среднее время защиты при применении концентрата. Для скоростных самолетов применяется ограниченно.
  3. Тип: III. Самый востребованный тип ПОЖ. При среднем времени защиты не имеет аэродинамических ограничений.
  4. Тип: IV. В сгущенном виде обеспечивает противообледенительную защиту самолета на 12 часов полета. Не применяется для скоростных реактивных самолетов, так как смывается с обшивки при взлете.

Для северных полетов легкомоторной авиации российские нефтехимики разработали несколько видов жидкости «Арктика» (выпускается также с индексами «200», «ДГ», «ОС-2»), которые относятся к первому и второму типу ПОЖ. Европейские аэропорты для противообледенительной обработки авиалайнеров используют преимущественно жидкости OCTAFLO, MAXFLIGHT.

Методы противообледенительной обработки

Обработку авиалайнера жидкостями для противообледенительной защиты проводят в один или два этапа. Одноступенчатая обработка смывает корочку льда или инея. Для нее используются подогретые ПОЖ первого типа в малой концентрации. Такой обработки достаточно для обеспечения запуска двигателей, руления, взлета. Одноступенчатую обработку проводят при благоприятном прогнозе погоды на маршруте, не предусматривающем влажных атмосферных фронтов, высотного обледенения.

Более эффективна противообледенительная защита, проведенная в два этапа. На первом этапе самолет обрабатывается ПОЖ первого типа. Второй этап предусматривает нанесение деайсером (специальной машиной для удаления льда) ПОЖ третьего или четвертого типа, которые обеспечат защиту от обледенения на все время полета.

Возврат к списку