Технические характеристики и нормы моторных масел по российским ГОСТам: актуальность и недостатки
Технические характеристики и нормы моторных масел по российским ГОСТам: актуальность и недостатки

Технические характеристики и нормы моторных масел по российским ГОСТам: актуальность и недостатки

Паспортизация моторных масел по российским ГОСТам обязательна для всех нефтеперерабатывающих заводов страны. Кроме даты производства, марки масла, в паспорте каждой товарной партии отражен ГОСТ определенного сорта, регламентирующий физико-химические свойства, сроки эксплуатации.

Основные требования российских ГОСТов

Общие требования к моторным маслам можно рассмотреть на примере ГОСТа 8581–78, который применяется к нескольким маркам для дизельных грузовиков и тракторов. Межгосударственный стандарт, с которым согласились девять стран СНГ, выделяет семь марок масла. Среди них популярно масло М-10Г2к, которое используется в двигателях «КамАЗов». Из требований, которые регламентирует ГОСТ, можно выделить наиболее важные:

  1. Вязкость. Определяет марку масла, возможность применения в дизельных или бензиновых ДВС.
  2. Температура застывания. От этого параметра зависит летнее или зимнее использование масла. Для большинства летних масел, которые должны использоваться только при летних температурах, ГОСТом предполагается значительный резерв. Так, марка М-10Г2к, с температурой застывания в -18°С, может использоваться в начале зимы.
  3. Примеси бария, кальция, цинка. Регламентирование массовой доли вредных примесей удлиняет эксплуатационный ресурс цилиндро-поршневой группы дизеля.

Такие требования, как срок и условия хранения, правила приемки масла важны для государственных автопредприятий. Частные АТП эти нормы разрабатывают самостоятельно, используя ГОСты как рекомендацию. Требования по мерам безопасности обязательны для всех автопарков, их проверяют органы пожарного надзора.

Недостатки существующих госстандартов

Последние изменения в российский (межгосударственный) стандарт вносились в 2002 году, поэтому требования к ряду параметров устарели. В российских стандартах не отражены такие важные параметры, как энергосберегающие свойства, летучесть, фильтруемость при низких температурах, низкое содержание фосфора (важно для иномарок с катализаторами).

Кроме того, большинство российских производители при изготовлении моторных масел для легковых автомобилей ориентируется не только на регламенты российских ГОСТов. Так как в России эксплуатируется несколько миллионов иномарок, учитываются требования международных стандартов SAE, API, ACEA, ILSAC.

Поэтому при выборе моторных масел для иномарок нужно рассматривать все характеристики и маркировки определенной марки. Это понимают и российские производители нефтехимии, которые на торговых этикетках первыми печатают маркировки стандартов SAE, API, ACEA. Номера ГОСТов отражаются на этикетке в скобках, их можно найти в торговых описаниях масла.

Возврат к списку